Профессиональная организация салютов и фейерверков под ключ!

заказать обратный звонок

Немного истории: пиротехника в Российской Империи

Пиротехническое искусство зародилось в нашей стране в XVIII веке. Потребовалось всего лишь десятилетие, чтобы российские пиротехники могли составить достойную конкуренцию своим европейским и азиатским коллегам, за плечами которых был гораздо больший практический опыт.

Появлению салютов в России страна обязана Петру I, который возвел зрелищные огненные представления в ранг общегосударственной задачи и поручил развитие пиротехники лучшим умам Академии наук. Российские фейерверки тех времен поражали даже путешественников из Европы, много повидавших на своем веку. Натаниэль Рэксоль, турист из Англии, писал: «В устройстве иллюминаций, как и фейерверков всевозможных родов, русские перещеголяли все европейские народы». И это совсем неудивительно – именно российские химики первыми обнаружили способ получения цветного пламени: лимонного, зеленого, фиолетового и др.

Свой вклад в развитие пиротехники внесли такие известные ученые, как И. П. Кулибин, М. В. Ломоносов, М. Ф. Юнаков, В. К. Тредиаковский и Я. Я. Штелин. Выдержки из отчетов о работе Академии наук красноречиво это подтверждают. «Ныне лаборатор Клементов под моим смотрением изыскивает по моему указанию, как бы сделать дли фейерверков верховые зеленые звездки», - писал М. В. Ломоносов в 1756 году.

Как проходили салюты при Петре I

Проведение фейерверков в петровскую эпоху было задачей особой бомбардирской роты Преображенского полка. Кстати, в этой же роте служил сам Петр I. Впрочем, без заграничных специалистов тоже не обошлось – к службе в бомбардирской роте привлекались мастера Н. Пино, Авраам Кинезбе, Яган Бус и Архибальд Крузе. Все они входили в артиллерийское ведомство, во главе которого стоял Яков Брюс – выходец из Шотландии и один из ближайших соратников Петра. Брюс организовал обучение российских солдат в Германии для того, чтобы сделать их настоящими мастерами пиротехники. Записи тех времен гласят, что на обучение отправили Ивана Алексеева, Ивана Овцына, Степана Буженинова, Василия Корчмина и Данила Новицкого. Фейерверками занимался даже Ефим Волков – главный придворный карлик царя.

Стоимость салютов и фейерверков во времена Петра была довольно высока, но он никогда не экономил на «огненных потехах». Фейерверки петровской эпохи были невероятно зрелищными и роскошными. Петр не только основал специальное «Ракетное заведение», но и изготавливал шутихи и ракеты своими руками. Юст Юль, датский вице-адмирал, бывший свидетелем новогоднего салюта 1710 года, оценил фейерверк очень высоко, особо отметив «огненные дожди, превращавшие ночь в день» и «красивые голубые и зеленые огни, изобретенные самим царем». Юст Юль присутствовал и на свадьбе герцога Курляндского и Анны Иоановны. Позже он писал, что праздничный фейерверк был устроен самим царем, который объяснял публике смысл каждой огненной фигуры, появлявшейся в ночном небе.

В России времен Петра I фейерверки устраивались лишь в Петербурге и Москве. Высокая стоимость «огненных забав» делала их доступными только для правителя страны и богатых сановников. Место проведения каждого салюта выбиралось с особой тщательностью. Оно должно было отвечать нескольким критериям:

  • Наличие места для публики: парка, сада или здания с большими смотровыми площадками (к примеру, дворца). Большому количеству зрителей должно быть удобно наблюдать за представлением.
  • Просторная площадка для запуска фейерверков. Принцип большинства современных фейерверк-шоу – развитие событий «по нарастающей» с мощным и красочным финалом – зародился именно во времена Петра I. Для безопасной организации такого представления требовалась площадка, позволяющая расположить заряды на достаточном расстоянии, чтобы они не воспламенились друг от друга. Также площадка должна была хорошо продуваться ветром для предотвращения задымления.
  • Удаленность от домов и зданий. Пиротехнические составы тех времен не были совершенными, поэтому во время фейерверков нередко происходили пожары. Во время каждого представления рядом дежурила пожарная команда, готовая придти на помощь в случае возгорания. Из соображений безопасности фейерверки запускали на больших площадях, зимой – на льду, а летом – на плотах.

Самыми популярными местами для салютов в Москве были Царицын луг и Красная площадь.

Сооружения на Царицыном лугу идеально подходили для «огненных потех». Готовясь к празднованию Нового 1704 года, Василий Корчмин, сержант-бомбардир и создатель фейерверков, писал Петру I: « …театрум на Царицыне лугу взрублен немного не весь… По сторонам с Орла два фонаря, на краях фигуры две, фитильная и свечная... Нептунуса пустим на воду...». К письму был приложен чертеж «театрума» - интересно, что его устройство аналогично изображенному на гравюре Шхонебека «Фейерверк в Москве 1 января 1704 года».

Когда фейерверки устраивали на Красной площади, зрители находились на Васильевском спуске, а сам запуск происходил с другого берега Москвы-реки или с плотов. Смотровой площадкой для императора и особо важных персон служила Кремлевская стена. К празднованию 1702 года около Кремля были построены «хоромы с огромными стеклянными окнами», как описывал художник из Голландии К. Бруин. «Хоромы» предназначались для самого государя, придворных и гостей из-за границы. Встречаются и другие описания этого сооружения – его называли также «триумфальными светлицами» и «сенями для банкета». Сначала гости находились в «хоромах», а затем выходили на улицу любоваться фейерверком.

В Петербурге тех времен не было таких возможностей для устройства салютов. Лишь в период царствования Анны Иоановны на стрелке Васильевского острова появился подобный комплекс для фейерверков.

Создание пиротехнических традиций

Петр I сделал огненные представления важным элементом народной культуры – таким образом, фейерверки из разового зрелищного мероприятия превратились в традицию.

Все началось с народных гуляний на Масленицу. Проводы зимы всегда сопровождались поклонением огню, а теперь к нему добавился еще и яркий салют. Петр I начал знакомить народ с фейерверками именно с масленичных гуляний.

Традиция запускать фейерверки в Новый год, дошедшая до наших дней – тоже «дело рук» Петра. Он издал указ о праздновании Нового года 1 января (по юлианскому календарю). Согласно царскому указу, отмечать Новый год нужно было 7 дней (до наступления Рождества). Предписывалось, что дома должны быть украшены праздничной иллюминацией, ветвями можжевельника и ели, а ночное небо – сиять фейерверками.

Торжественные мероприятия дома Романовых сопровождались самыми впечатляющими салютами. Свадьбы, Дни рождения, дни коронации... Коронация Екатерины I в 1724 году сопровождалась таким грандиозным фейерверком, что все последующие дни коронаций были немыслимы без огненных представлений.

Совсем скоро фейерверки стали массовым явлением, а их изготовление и запуск из тонкого искусства превратились в обычное ремесло. Китай, Индия и Европа превзошли Россию в пиротехническом деле, а русские фейерверки стали простым массовым развлечением.

Наш каталог